Богородская Газета

Направления, ставшие... дорогами

Направления, ставшие... дорогами
Фото: А. ЛОБАСТОВ

В обширном Шапкинском сельсовете (около 30 тысяч га), граничащем с алешковскими, хвощевскими, доскинскими, каменскими землями, находятся 27 больших и малых селений. И очень многое значит, насколько хороши, удобны как сама география их расположения, так и карты дорожного сообщения и движения по ним и между ними.

По трем векторам
ИСТОРИЧЕСКИ так сложилось, что главное сообщение между селениями сельсовета идет через… Богородск, вернее, через окружную городскую автотрассу, от которой расходятся три основных для них дорожных вектора – к Шапкину, Солонскому и Лакше.
Состояние этих дорог хорошее, особенно шапкинской и после капитального ремонта – лакшинской, за что жители сельсовета благодарны районной администрации и областному правительству, выделявшему средства из регионального дорожного фонда. 
После дополнительных ямочных ремонтов стало лучше ездить и в сторону Солонского.
За последние годы появилось немало заасфальтированных или тщательно защебененных уличных дорог в самих селениях – особенно в пос. Центральном, Шапкине, Солонском, Лакше, Лазареве. 
Еще в 2008-м лакшинцы капитально обновили, покрыв асфальтом на всем протяжении, одну из центральных улиц, причем целиком за счет средств, полученных от реализации поселковых земельных участков. Этот опыт и дальше используется. 
По раздолью Березополья
ВМЕСТЕ с главой сельской администрации В.А. Трофимычевым на его служебной «Ниве» мы проехали по территории сельсовета от Лакши до Шапкина. Но не по гладким дорожным «векторам», а по раздолью Березополья – лесной, речной и озерной стороне, где дорожная сеть и с твердым покрытием, и просто «грунтовка».
Разумеется, для должного сравнения прокатились по хорошо асфальтированным лакшинским улицам. Улучшение дорог, проездов и подъездов проводилось за счет дополнительных доходов сельской администрации от реализации земельных участков под строительство коттеджей, а также в рамках областной целевой программы на обустройство придомовых территорий возле многоквартирного жилья. 
Следует подчеркнуть, что жители не были лишь наблюдателями, а внесли свою посильную лепту – при озеленении всей округи. И не только облагородили цветники, разбили новые. Весной в нескольких местах возле дорог общими усилиями были посажены и теперь идут в рост аллеи из берез и сосен, в том числе и в парковой зоне в центре села.
Следующей важной точкой маршрута стало Афанасьево.
– За последние годы в наших селениях появилось около сорока новых улиц и переулков, – говорит В.А. Трофимычев. – Так вот 19 из них сформированы и вовсю застраиваются в Афанасьеве. По числу частных домов (около 200) оно в абсолютных лидерах в сельсовете.
К празднику Великой Победы здесь облагородили территорию мемориала в честь фронтовиков-односельчан, прежний памятник демонтировали и построили новый, в нишах которого поместили мемориальные доски с именами всех участников той страшной, кровопролитной войны. Установили красивую ограду, выложили плиткой подход, посадили по всему периметру елочки, постоянно скашивают траву.
Куликовская «битва»
В ПРЕЖНЕМ Куликове были две улицы. Ныне оно тоже активно застраивается дачниками, и здесь фактически уже шесть улиц, проезд по которым частично защебенен.
Но самое главное – деревня перестала быть тупиковой после завершения «битвы» на Куликовском озере. По его обновленной плотине теперь можно проехать дальше – в Чижково.
– И сами чижковцы теперь не чувствуют себя отрезанными от мира, – говорит В.А. Трофимычев. – Чтобы попасть в город, прежде пользовались лишь дальней окольной дорогой до Алистеева, куда пассажирский автобус приходит раз в день. Куликово ближе, и автобусное сообщение с ним чаще – утренний, дневной, и вечерний рейсы. Для жителей это очень удобно.
– Поднять и капитально отремонтировать плотину, обустроить с обеих сторон щебеночные подъезды к ней, в том числе крутой спуск от самого Куликова – это было давней мечтой всей округи, – продолжает Владимир Александрович. – Простое грейдирование не спасало, поскольку первый же тяжелый прицеп со спиленным лесом или грузовики с луговым сеном тут же оставляли глубокие колеи, а по глине в дождь вообще было не проехать. Мы однажды на «Ниве» заехали сюда, чтобы на месте обсудить, как сделать дорогу и переправу по плотине проезжими. И застряли там так, что пришлось наш внедорожник трактором втаскивать назад в деревню.
Народная стройка
– ЭТО БЫЛА, действительно, народная стройка, – подчеркивает В.А. Трофимычев. – Из районного бюджета были выделены средства на ремонт плотины. Сельская администрация оплачивала завоз материалов и сами дорожные работы. А жители Куликова складывались и закупали песок и щебенку. Организатором был уроженец Чижкова Александр Викторович Шадрин.
На первый взгляд, всё вроде просто. Но задача была сложной. Ведь речка Колта и Куликовское озеро в весеннее половодье сильно разливаются. И разделяющая их плотина, возведенная еще сельхозпредприятием «Лукино», когда его возглавлял Л.Н. Чистов, дважды не выдерживала напора воды. Та не успевала проходить через уложенную на среднем уровне трубу, шла верхом и размывала всю насыпь. Тревожились и энергетики, чтобы водой не ослабило опоры протянутой межпоселковой электролинии.
При нынешней реконструкции плотины уложили чуть выше вторую трубу – «половодную», а сам верх тщательно защебенили, подняв на целый метр. Теперь в любое время года можно с полной гарантией проезжать по плотине и легковому, и грузовому транспорту. 
Очень много усилий приложили, чтобы укрепить щебенкой, расширить и сделать более пологим крутой спуск к плотине от д. Куликово. До этого там едва можно было разъехаться встречным машинам. Поэтому сначала бульдозером срезали глиняные выступы и уклоны горы, делали канавы и специальные проходы для стока дождевых вод. 
Результат народной дорожной стройки – нормальная межпоселковая щебеночная «двухпутка». С одной стороны, она облегчила доступ куликовцев к лесному раздолью, к своему озеру, а также к самому крупному в районе Чижковскому. С другой стороны, чижковцы получили всепогодное транспортное сообщение с соседней деревней и более короткий путь к Богородску. Есть и третий плюс – для расширения и продвижения в самую глубинку Березополья дачного строительства, а в перспективе и ее газификации. 
Сила инициативы
ОПЫТ ремонта всем миром плотин и дорог уже не единичный в Шапкинском сельсовете.
Весной в «Богородской газете» рассказывалось, как на своем сходе коренные жители и дачники д. Пантелеево поддержали сельскую администрацию, старосту С.В. Писанову, инициативную группу во главе с энергичным нижегородцем М.В. Балмусовым и возвратившейся в родительский дом Н.В. Волковой, собрали необходимые средства и в итоге спасли от разрушения, приподняли на полтора метра дамбу, отгораживающую местное болото от глубокого оврага (ее в советское время возвели при поддержке колхоза «Крестьянин»).
Там находится 80 домовладений. Почти с каждого поступило по тысяче рублей, плюс сельская администрация со своей стороны помогла. Сами нашли экскаваторщика и бульдозериста. Те приехали, когда дамба освободилась от снега и на соседнем взгорке обнажился пласт глины, пригодной для ее ремонта и подсыпки. В начале марта все было сделано. В апреле там оба склона засеяли травой, чтобы грунт не осыпался. Вновь в болоте все лето купаются дети. Обустроен пирс, с которого при необходимости у пожарных всегда есть теперь доступ к воде.
В.А. Трофимычев убежден в силе и действенности народной инициативы по обустройству нормальной жизни поселений. Жители Пантелеева, того же Куликова и Чижкова показали хороший пример деятельного самоуправления своей малой родиной, и многое можно сделать, если взяться всем миром.
Конец… непролазности
ИМЕННО так поступили и в его родном Лукине – на протяженной и широко заселенной улице Лесной. Там еще сохранился в прежнем виде дом, где Владимир Александрович жил в детстве.
– Эта улица всегда по весне и осени становилась непролазной, особенно в середине, в проулке под горой, с которой потоком воды наносило море грязи, – вспоминает он. – И хотя сам я здесь давно не живу, но память дорога, и, когда люди стали собирать деньги на щебенку для ремонта дороги, тоже сделал свой взнос. 
Инициатором народной дорожной стройки стал ветеран нижегородской милиции, полковник запаса В.В. Ерофеев, несколько лет назад построивший здесь свою дачу, где теперь вместе с женой Еленой Алексеевной (кстати, коллегой-журналистом, работавшей в областной газете) проводит все время.
– Встречался с коренными жителями, с дачниками, вместе с соседями Вячеславом Рубцовым и Владимиром Брюхановым создали инициативную группу, – рассказывает Владимир Валентинович. – Можно было, конечно, защебенить свой край улицы – и дело с концом. Но ведь нам здесь жить, общаться, дорожить своей причастностью к святому Лукину. Уж обновлять, так целиком всю дорогу. Прикинули, во сколько это встанет. В итоге собрали 500 тысяч рублей – хватило и на щебенку (еще запас даже имеем для ямочного ремонта), и на оплату транспорта и техники. 
Сельская администрация тоже внесла свою лепту. И весной сообща всё сделали, положив, как здесь теперь шутят, конец Лесной… непролазности. 
И то право – счастливый конец! И пример, как на селе трудные направления пути быстрее, сообща сделать дорогами – надежными, проезжими.

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.